ВУС двойного назначения — ВАЯР

ВУС двойного назначения

ВУС двойного назначения

Военно-учётной специальностью (ВУС) называется военная специальность военнослужащего или военнообязанного для его учёта и использования в военном деле. Вместе с тем, не секрет, что в числе этих специальностей немало тех, которые с успехом могут быть полезны на «гражданке».

Наиболее распространенная из них – водитель. Если молодой человек, скажем, не приобрел её до службы в рядах Вооружённых Сил, он имеет возможность получить её в армии. А если уже был призван, будучи водителем, имеет возможность пополнить свои права на управление транспортным средством новыми и даже дефицитными категориями – «ВЕ», «СЕ», «DЕ».

Ежегодно, например, в шести школах 72‑го Объединенного учебного центра готовят около пяти тысяч курсантов по ста военно-учетным специальностям. И многие из них (внимание!) аналогичны гражданским. Водители многоосных автомобилей, авторемонтники, электрики, связисты, повара, аккумуляторщики… Эти и многие другие специальности востребованы сегодня на рынке труда нашей республики. С уверенной однозначностью можно сказать: армия готовит здесь квалифицированных специалистов не только для Вооруженных Сил, но и для народного хозяйства страны.

В составе 320-й школы подготовки специалистов инженерных войск, войск РХБЗ, ВВС и войск ПВО есть, к примеру, единственная в своем роде учебная рота. В ней готовят машинистов автомобильных кранов и стропальщиков практически для всех родов войск белорусской армии.

За время срочной службы многие парни успевают повысить свою квалификацию, которая непременно пригодятся им на «гражданке» после увольнения в запас – скажем, машинистами автокрана в строительных организациях. И армейская служба в этом плане – гарантированный шаг к получению профессии, для кого-то являющейся мечтой.

В той же 320-й школе готовят специалистов силовых и осветительных электростанций. По окончанию «учебки» электрики-дизелисты получают вторую, а в войсках и третью группу допуска по безопасности. Это позволяет им самостоятельно работать на электростанциях, предназначенных для питания различных потребителей переменным трехфазным током до 500 вольт или мощностью до 100 киловатт. С такой вус после увольнения в запас молодые люди легко находят себе место в жизни, поскольку подобные электроустановки применяются сегодня практически во всех организациях и учреждениях Беларуси как источники резервного или стационарного электропитания.

Весьма популярной и востребованной является ныне и специальность повара. Готовят армейских мастеров поварского искусства также в 72‑м гвардейском Объединенном учебном центре.

Как показывает практика, гражданские профессии большинства курсантов абсолютно не связаны с поварским делом. То есть парням приходиться осваивать азы своей будущей специальности в буквальном смысле с нуля.

После четырехмесячного обучения выпускники «учебки» получают квалификацию повара 3-го разряда и соответствующее удостоверение установленного общереспубликанского образца. Более того, воин, занимающийся поварским делом, после полугодового армейского стажа имеет право повысить свою квалификацию. Разве это не стимул для успешной службы?

Востребованы на рынке труда и выпускники 59-й школы подготовки специалистов по эксплуатации автомобильной техники и ремонтных подразделений. Ежегодно здесь выпускается около 800 подготовленных водителей БТР, аккумуляторщиков, ремонтников колесных и гусеничных машин, мастеров по ремонту электрооборудования. Получив в армии практику, эти парни после срочной могут без проблем устроиться на работу в качестве автослесарей, механизаторов, специалистов по ремонту электрооборудования грузовых машин.

Проходя в учебном центре необходимую доподготовку вчерашние школьники с водительскими правами не только получают хорошую практику эксплуатации габаритных многоосных машин, но и имеют возможность дополнительно приобрести категорию Е с правом управления большегрузными автомобилями с прицепом (полуприцепом). После службы они – готовые дальнобойщики, водители многоосных колесных тягачей!

Ценен в народном хозяйстве и армейский опыт механиков-водителей боевых машин пехоты, танков и другой гусеничной техники. Сегодня, например, в лесных хозяйствах, геологических экспедициях есть немало лесопожарных и специальных машин, которые созданы на базе тех же БМП, БРДМ. Управлять такой техникой доверяют, разумеется, военнослужащим запаса, которые в своё время окончили армейскую «учебку».

Есть в нашей армии и такие специальности, которые можно (и даже проще!) приобрести именно в Вооруженных Силах, и впоследствии они могут стать высокооплачиваемой профессией молодого человека. Например, профессия водолаза.

Каждая военная специальность ценна по-своему. Повар и автокрановщик, электрик и водитель, связист и ремонтник, водолаз… Все эти профессии нужны и в армии, и на «гражданке». Это вус двойного назначения. Они всегда востребованы и почётны. И в армии. И в государстве.

Рядовой Артём Середов, место жительства до призыва в армию – г. Климовичи Могилёвской области:

«В 2017 году я как водитель отучился в ДОСААФ на категорию С, работал в ПМК 256 каменщиком. 22 ноября был призван Климковичским райвоенкоматом в армию и направлен в 59 шпс. При прохождении начальной военной подготовки я узнал о том, что в дальнейшем буду обучаться на категорию Е в этой же воинской части.

Эта новость меня очень сильно обрадовала, о чем я сообщил родителям, которые были так же за меня счастливы. Я думаю, что полученные знания и специальность пригодятся мне на «гражданке».

Рядовой Никита Сиваков, место жительства до призыва в армию – агрогородок «Слобода», Лепельский район Витебской области:

«В июле 2018 года я окончил Новополоцкий государственный политехнический колледж, где получил профессию техника-механика со специализацией «Машины и аппараты химических производств и предприятий строительных материалов». Учился хорошо, поэтому по распределению попал на ОАО «Нафтан», где и работал до призыва в армию. Во время работы меня вызвали в военкомат для прохождения медкомиссии, все прошел и узнал, что годен, после чего мне предложили пойти учиться в полоцкую школу ДОСААФ на водителя категории С, я был очень рад и согласился не раздумывая.

В ноябре мне пришла повестка на 22 число о призыве на срочную военную службу, и я был очень рад, так как мечтал об этом с детства. И вот после прохождения всех медицинских осмотров и комиссий моя мечта сбылась!

Меня направили проходить срочную военную службу в 72 ОУЦ, в 59 шпс, где я узнал, что лучшие военнослужащие будут обучаться на категорию СЕ за счет средств государства. Был проведен отбор, в том числе и по медицинским показателям, на специальность «Механик-водитель МАЗ-537». О том, что я прошел отбор, зачислен во второй взвод и буду проходить обучение на данную специальность, я узнал от командира взвода и был очень рад. Меня переполняли эмоции!

Родители тоже в восторге. Дома я увлекался техникой, и мне это очень нравилось, поэтому я очень доволен, что буду обучаться по программе подготовки по этой специальности. Думаю, что это обучение будет даваться мне легко, а категория СЕ пригодиться в дальнейшем – на «гражданке».

Мне очень нравиться проходить службу в 72 ОУЦ, я очень рад, что попал именно сюда! Надеюсь, что служба пройдет без особых сложностей, и уверен, что эти ее полтора года не будут потрачены зря».

Рядовой Владислав Васильев, место жительства до призыва в армию – г. Борисов Минской области:

«В апреле 2018 года я окончил политехнический колледж. Мне позвонили из военкомата и предложили отучиться на категории В, С. Я был рад этому предложению и с охотой приступил к изучению автомобиля.

В октябре я получил повестку. Меня направили в 59 шпс. Спустя некоторое время я узнал, что наш взвод будут готовить по категории Е. Я тут же позвонил моим близким и обрадовал их. Я очень счастлив, что мне как водителю представилась возможность во время службы в Вооружённых Силах Республики Беларусь получить категорию Е. В дальнейшем я планирую пойти работать дальнобойщиком».