На полигоне 51-й гвардейской артиллерийской бригады установили памятник на месте сожженной в годы Великой Отечественной войны деревни Репище.
Торжественное открытие памятного знака прошло по инициативе командира 51-й гвардейской артиллерийской бригады, начальника Осиповичского гарнизона гвардии полковника Алексея Ратушного, ведь историческое место находится на полигоне его воинской части.
– Полигон «Осиповичский» часто называют Репище. Несколько лет назад я задался вопросом: почему его так назвали? Стал изучать военную историю города Осиповичи. В интернете нашел архивные военные карты 1936 года, где обнаружил деревню с таким названием. Она располагалась на территории нынешнего полигона. В последствие нашел это место и инициировал перед офицерским собранием установку памятного знака. Офицеры единогласно поддержали эту инициативу, - пояснил гвардии полковник Алексей Ратушный.
В ходе карательной операции «Пион», которая проводилась немецко-фашистскими оккупантами с 2 по 13 июня 1944 года против партизан и местного населения Осиповичского, Пуховичского и Стародорожского районов, каратели расстреляли 499 местных жителей, захватили для отправки на принудительные работы в Германию 2.344 человек.
Полностью были сожжены деревни Зеленая Дуброва, Остров, Репище Осиповичского района, деревни Клетишено, Любячка и Омельно Пуховичского района.
Предложение военнослужащих установить памятник заинтересовало органы местной власти города Осиповичи, которые также оказали содействие в благоустройстве памятника. Когда обелиск был готов, состоялся митинг на который пришли представители Осиповичского райисполкома, духовенства, военнослужащие гарнизона, ветераны и школьники, а также другие неравнодушные граждане.
Воспоминаниями тех страшных событий, проходивших в годы войны, поделился местный житель Иван Требушевский, которому во время фашистской оккупации было одиннадцать лет.
– Тогда я жил вместе с матерью и сестрой, – вспомнил Иван Иванович. – Отца призвали на военную службу ещё в 37 году и с тех пор я его не видел. Деревня состояла из одной большой улицы, наш дом был в самом конце. У жителей был колхоз, начальная школа. Всюду было много деревьев, колосились поля… Люди работали, сажали огороды, жили обычной сельской жизнью.
Как фашисты сожгли деревню Репищи, помню, словно это произошло вчера. В лесу действовали партизаны. Они пытались сдержать врага, а когда узнали, что немецкие танки идут на деревню, а силы были не равные, то отступили.
Сначала приехал один танк. Немцы осмотрелись, сожгли три дома и уехали. Через несколько дней фашисты снова приехали. Тоже на танках, но в этот раз их было много.
Нас выгнали из домов и повели через деревню на местное кладбище. Там мы сидели и ждали. Никто не знал, что будет дальше. Вскоре все увидели, как загорелись дома. Вся деревня полыхала большим костром. Перед нами поставили пулемет. Кто-то из сельчан попытался потихоньку отползти назад...Неожиданно приехал немецкий начальник, сказал что-то на немецком и нас оставили в покое. Фашисты уехали, а мы ушли жить в лес, домов уже не было.
…Присутствующие почтили память погибших минутой молчания, после чего епископ Бобруйский и Быховский Владыка Серафим освятил памятник. Завершился митинг залпом 152-мм орудий.