Военную доктрину Беларуси – важнейший документ в области обеспечения военной безопасности – в ближайшие дни утвердит Всебелорусское народное собрание. Соответствующее постановление Совбеза об одобрении ее проекта (равно как и проекта Концепции национальной безопасности) Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 12 февраля. Направления ее трансформации приобретают особенное значение, в том числе с учетом непрекращающейся активности НАТО у белорусских границ и милитаризации западных соседей нашей страны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Не я придумал: «Если хочешь мира, готовься к войне». Я несколько раз подчеркивал, что мы четырежды как минимум, уже в пятый раз, наверное, модернизируем свои Вооруженные Силы, приспосабливая к той обстановке, которая складывается. И прежде всего делаем соответствующие выводы и извлекаем уроки из тех войн и конфликтов, которые происходили и происходят на планете. Цель наших Вооруженных Сил и силовиков — защитить нашу землю и наше государство! Всё! Никаких других целей мы сегодня не ставим. А к войне готовимся, потому что всякое может быть… Поэтому учиться, учиться и еще раз учиться… И прежде всего учиться военному делу настоящим образом. Вот мы и будем учиться.
На совещании по вопросам военной безопасности, 4 октября 2022 года.
Рассматривая содержание доктрины спустя три десятилетия, поражаешься наивности и доверчивости ее разработчиков. Однако это был документ своего времени, первый в суверенной истории Беларуси, когда США находились на пике могущества, Запад упивался плодами своей победы и диктовал правила игры всему миру.В течение последующих десяти лет произошли кардинальные политические и военные изменения. Наша страна стала президентской республикой, приобрела безъядерный статус и подверглась санкционному давлению. Произошло расширение НАТО на восток, силовое расчленение Югославии и череда «цветных революций» на постсоветском пространстве. Беларусь присоединилась к ОДКБ и запустила интеграционные процессы с Россией, было остановлено разграбление национальной экономики и уничтожение нашего военного потенциала. Соответственно, эволюционировали взгляды на обеспечение военной безопасности, что нашло отражение в Военной доктрине 2002 года.
Можно утверждать, что на этом историческом этапе военно-политическое руководство страны сняло розовые очки западной политкорректности, осознало беспринципность «развитых демократий» и начало формировать основу системы отстаивания собственных национальных интересов.
Пересмотр положений Военной доктрины был обусловлен усилившимся давлением на нашу страну со стороны Запада, ростом агрессивности НАТО, широкомасштабным задействованием инструментария насильственной смены власти в суверенных государствах, процессом нацификации Украины и вооруженным конфликтом в Донбассе.Документ включал 5 разделов, объединявших 10 глав, содержал 59 статей на 18 страницах и существенно отличался от своих предшественников. В доктрине подробно раскрыты цели и направления реализации военной политики, в том числе приоритеты коалиционной политики страны, укрепления системы коллективной безопасности и отражения агрессии на общем оборонном пространстве Союзного государства, функционирования региональной группировки войск (сил) Беларуси и Российской Федерации. По сути, раскрыт тезис Президента Александра Лукашенко о том, что Беларуси и России спина к спине придется отстаивать свои суверенитет и территориальную целостность.
Основными целями военной политики страны были определены: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение угрозы развязывания войны и обеспечение гарантии национальной безопасности государства от возможных военных угроз. Вместе с тем доктрина сохранила оборонительную направленность.По сути, в третьем десятилетии ХХI века планета вошла в «горячую стадию» переустройства мира. Созданная после Второй мировой войны система сдержек и противовесов, существовавшая более 70 лет, окончательно разрушена. Стремительно формируются новые центры силы, Запад и США последовательно теряют свое влияние, а военная мощь становится главным политическим аргументом.
Для реализации задуманного лжедемократии активно внедряют в военную сферу искусственный интеллект, наращивают возможности для оперирования в киберпространстве, инициируют геномно-биологические программы, совершенствуют роботизированные системы и ядерные средства поражения, разрабатывают оружие на новых физических принципах.Не вызывает сомнения, что в ближайшей перспективе не стоит ожидать снижения уровня военной опасности, а угрозы безопасности Беларуси и Союзному государству никоим образом не уменьшатся. Все это заставляет адекватно реагировать на изменения обстановки, пересматривать положения национальной Военной доктрины.
Анализ положений проекта Военной доктрины образца 2024 года свидетельствует о том, что документ существенно расширен и дополнен. Он включает 6 разделов, объединяющих 14 глав, содержащих 122 статьи. Общий объем документа — 46 страниц. Однако его ценность не в объеме, а в сути и содержании.Так, уже первый раздел доктрины существенно переработан и включает две главы. Уточнено само содержание сущности Военной доктрины, которое в статье 1 предлагается понимать как «систему официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства (ранее было: обеспечение ее военной безопасности)». Определена взаимосвязь документа с планом обороны Республики Беларусь. Во второй главе доктрины на основе достижений военной науки уточнен и получил развитие понятийный аппарат.
Особый акцент сделан на негативных тенденциях, связанных с «попытками отдельных государств (коалиций) обеспечить свое лидерство без учета интересов всех субъектов международных отношений путем реализации сценариев «цветных революций», задействования силы и провоцирования внутренних вооруженных конфликтов».В статье 10 констатируется, что «НАТО фактически выступает инструментом экспансии и способствует установлению американского контроля над Европейским континентом». А статья 13 резюмирует: «Претензии Польши на региональное лидерство, конфронтационная политика стран Балтии обусловливают тенденцию неприкрытого вмешательства с их стороны во внутренние дела Республики Беларусь».
Четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности…».
Принцип «Хочешь мира — готовься к войне» в данном случае творчески дополнен и трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».