Интервью с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь — ВАЯР

Интервью с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь

Интервью с Государственным секретарем Совета Безопасности Республики Беларусь

— Александр Григорьевич, на недавнем заседании Совета Безопасности были одобрены дополнения, внесенные в проект новой Концепции национальной безопасности после ее общественного обсуждения. Несмотря на то что документ фактически готов к вынесению на утверждение Всебелорусского народного собрания, проведение дискуссионных площадок не прекращается?

— Таково поручение Главы государства — «дойти до районов», продолжить разъяснять гражданам суть основных положений обновленной Концепции национальной безопасности. Должен сказать, что это крайне важно в современных условиях. Ведь обеспечение национальной безопасности — наша общая задача. А концепция — своего рода базовая основа, учебник, прочитав который легче ориентироваться в событиях, происходящих в мире и по периметру наших границ. Владеть обстановкой, а не руководствоваться ложью, фейками или полуправдой. И, разумеется, делать правильные выводы. Кроме того, в этом документе стратегического планирования отражены угрозы, которые могут реализоваться в будущем, а также меры, которые следует предпринимать для их предотвращения и нейтрализации.

В течение года нами было организовано более 70 дискуссионных площадок по обсуждению основных новелл концепции. Сотрудники Государственного секретариата Совета Безопасности побывали во всех регионах страны, встречались с представителями государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов, учебных заведений, профсоюзными лидерами, руководителями основных религиозных конфессий. Активно участвовали в этих мероприятиях представители научно‑экспертного сообщества. Текст новой концепции был размещен на Национальном правовом интернет‑портале Республики Беларусь. Таким образом, мы охватили практически все социальные группы нашего общества.

— То есть, можно сказать, концепция прошла общественную экспертизу?

— Действительно, с одной стороны, мы еще раз показали всем, в том числе странам, где подобные документы зачастую оказываются за семью печатями, свою открытость. С другой — сверили часы, убедились, что находимся на правильном пути. И, самое главное, напрямую, без посредников довели до наших граждан положения этого концептуального документа и получили от них обратную связь.

Напомню, работа над подготовкой концепции велась в течение нескольких лет. Для этого была создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители более 30 уполномоченных государственных органов и организаций. Они представляли все без исключения сферы жизнедеятельности нашего общества. Но, согласитесь, ведущие специалисты и эксперты могли что‑то и упустить? Именно поэтому было очень важно услышать мнение людей о концепции, их непредвзятую точку зрения.

Определенный Главой государства формат подготовки столь значимого для каждого из нас документа оказался весьма востребованным. Неравнодушных не было. В ходе встреч мы видели живой отклик у людей. Они с интересом воспринимали информацию о новеллах, которые нашли отражение в концепции, высказывали предложения по уточнению отдельных ее положений. А мы, в свою очередь, брали их на карандаш и внимательно, скрупулезно изучали.

Но главное — участники дискуссионных площадок почувствовали сопричастность к подготовке данного документа.

— Какие наиболее важные дополнения включены в обновленную концепцию в результате общественного обсуждения?

— Их можно сгруппировать в несколько тематических блоков.

Во‑первых, с учетом комплексного нарастания угроз в сфере международной и региональной безопасности, стремления входящих в НАТО сопредельных государств, прежде всего Польши, разместить на своей территории американское ядерное оружие, принимая во внимание эскалацию ситуации на Ближнем Востоке, в концепции акцентировано внимание на возрастании рисков ядерного конфликта. Представляется, что данное дополнение позволит более полно отразить трансформацию современных рисков и вызовов, акцентировать внимание на наиболее опасных тенденциях.

В этом же контексте следует рассматривать и ускоренную модернизацию американского тактического ядерного оружия, находящегося на хранении в европейских странах. Известно, что 150 ядерных зарядов США размещены на авиабазах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции, их суммарная мощность в сотни и даже тысячи раз превышает мощность ядерных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. И об этом никто не пишет в СМИ и не осуждает США и их союзников.

Разумеется, Беларусь не может оставить данные факторы без внимания. Мы предпринимаем меры реагирования, в том числе совместно с нашим ближайшим союзником — Российской Федерацией, историческими партнерами по ОДКБ и СНГ. Поэтому совершенно верным и своевременным было принятие решения о размещении на территории Беларуси российского тактического ядерного оружия как важнейшего элемента системы стратегического сдерживания.

Во‑вторых, в ходе дискуссионных площадок с участием уполномоченного по делам религий и национальностей, руководителей основных конфессий, прежде всего Белорусской православной церкви, союза женщин, партии «Белая Русь», БРСМ и других субъектов гражданского общества поступили предложения о дополнительной защите института традиционной семьи.

К сожалению, сегодня происходит подмена понятий о традиционных ценностях. Поэтому нас попросили конкретизировать, что они в себя включают. В результате к стратегическим интересам в документе отнесена всесторонняя защита и сбережение института традиционной семьи как союза между женщиной и мужчиной по рождению. Согласитесь, такое понимание традиционной семьи на «просвещенном» Западе для многих уже является настоящим откровением.

В концепции также уточнены угрозы институту традиционной семьи и направления нейтрализации их источников.

По оценкам специалистов, помимо защиты белорусских традиций, данные новеллы способны сформировать дополнительные предпосылки для повышения эффективности обеспечения демографической безопасности.

В‑третьих, в ходе встреч с активом Федерации профсоюзов Беларуси, представителями облисполкомов, трудовых коллективов в регионах поступило предложение о дополнении концепции положением о повышении социальной ответственности бизнеса. Это позволит обеспечить реализацию принципа социальной справедливости для всех без исключения граждан, которые осуществляют трудовую деятельность в субъектах хозяйствования вне зависимости от их формы собственности.

Учитывая мнение губернаторов, актива регионов, данное требование дополнено еще одним немаловажным положением о необходимости устранения диспропорций регионального развития, которое направлено прежде всего на снижение рисков излишней урбанизации. На это также обращает особое внимание и Глава нашего государства.

В‑четвертых, уточнен и приведен в соответствие с национальным законодательством ряд положений концепции, в частности связанных с развитием и функционированием гражданского общества, определением его субъектов. С учетом принятия Закона «О народном ополчении» документ дополнен положением о развитии этого нового вооруженного формирования.

В‑пятых, в концепции закреплен перечень сил обеспечения национальной безопасности Беларуси. В него также добавлена Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при ­Президенте Республики Беларусь.

В‑шестых, по предложениям экспертов Национальной академии наук Беларуси, Академии управления при ­Президенте Республики Беларусь, Белорусского института стратегических исследований, Академии национальной безопасности, БГУ, иных вузов скорректированы отдельные положения концепции. Они стали более четкими и понятными для восприятия не только узких специалистов, но и простых людей.

— Концепция национальной безопасности, которая, как вы отметили, находится в открытом доступе, действительно написана весьма доходчиво. Практически с первых ее страниц можно ознакомиться с основными тенденциями современного мира — «глобальная геополитическая неопределенность», «гонка вооружений», «передел сфер влияния», «отсутствие стратегической стабильности», «борьба за массовое сознание»… Но не слишком ли сгущаем краски?

— В обновленной Концепции национальной безопасности достаточно полно отражены ключевые тенденции трансформации современных рисков, вызовов и угроз в сфере национальной безопасности.

Сегодня вы сами видите, как в результате крушения сложившегося миропорядка и перехода к многополярному миру главным аргументом в системе сдержек и противовесов становится военная сила.

США и их союзники по НАТО, настойчиво продвигая политику ничем не обоснованного расширения альянса, потеряли всякое ощущение реальности. Взяв курс на включение территории Украины в зону своей так называемой ответственности, они всячески продолжают продавливать силовой сценарий разрешения украинского конфликта. Разумеется, мнением народа Украины при этом никто не интересуется.

Для достижения военного превосходства идет активная милитаризация стран НАТО, наращиваются боевые потенциалы национальных вооруженных сил, закупается самое современное оружие. Ударными темпами развивается военная инфраструктура. Создаются и совершенствуются передовые плацдармы для заблаговременного размещения и хранения вооружений, боеприпасов, военной техники и запасов материальных средств альянса.

С февраля по май 2024 года НАТО планирует провести в странах Балтии, Германии и Польше крупнейшее с момента окончания холодной войны учение под наименованием «Защитник‑2024». В нем примут участие около 90 тысяч военнослужащих из 32 стран — членов и партнеров альянса. Цель — проверка способности провести совместную оперативно‑стратегическую операцию против ВС России и Беларуси в интересах «отражения попытки российской агрессии против одной из стран альянса».

К слову, предшествовало ему другое учение объединенных вооруженных сил альянса «Защитник Европы — 2023», проведенное в прошлом году на территории 13 европейских государств. Военнослужащие из 26 стран принимали участие в учении. Тогда на едином оперативном фоне с ним прошла серия из 14 многонациональных учений, в том числе в Польше и странах Балтии. Основное внимание уделялось вопросам создания в сжатые сроки ударных группировок войск для их задействования на восточном фланге НАТО, в том числе с проведением воздушных наступательных операций. При этом натовским руководством скрывалась реальная численность задействованного личного состава, которая составила более 40 тысяч военнослужащих вместо заявленных 26 тысяч.

Вступление Финляндии и в перспективе Швеции в НАТО рассматривается альянсом в качестве одного из этапов военно‑политического охвата Европы и «восполнения недостающего звена» для формирования полноценного восточного фланга. К сведению, если в 1989 году в состав альянса входило 16 стран, то сегодня их уже 31.

По задумкам Запада, расширение блока должно превратить Балтийское море во «внутреннее озеро НАТО», а Арктику сделать пространством, где будет доминировать Североатлантический альянс, поскольку все арктические государства, за исключением России, станут членами организации.

Уже сегодня шведская территория расценивается как полигон для отработки боевых действий в арктических условиях. Стокгольм предлагает создать в стране пункт координации деятельности ВМС натовских государств в акватории Балтийского моря. Руководство блока рассматривает Швецию в качестве государства с мощным и интегрированным в западные производственные цепочки военно‑промышленным комплексом, способным производить боевые самолеты и подводные лодки. В настоящее время страна уже включена в зону ответственности Объединенного командования НАТО «Брюнссум» (Нидерланды), отвечающего за Балтийский регион и, в частности, за оборону Латвии, Литвы и Эстонии.

Безусловно, основную выгоду от присоединения Стокгольма к альянсу получит Вашингтон, который в лице нового союзника не только расширит возможности для размещения своих военных баз на континенте, но и приобретет очередного состоятельного покупателя американского вооружения.

По‑прежнему в авангарде деструктивной политики, проводимой коллективным Западом в отношении Беларуси, находятся наши соседи — Польша, Украина и страны Балтии. Не будучи уверенным в успешной реализации «украинского проекта», Запад рассматривает Польшу в качестве ключевого «бастиона» на восточном фланге. Чтобы отвечать требованиям своих заокеанских кураторов, польское руководство открыто поставило перед собой амбициозные планы по созданию «самых мощных сухопутных войск в Европе».

Не секрет, что в сопредельных государствах также готовятся боевики для совершения террористических актов на территории Беларуси и России. Так называемые «хоругви», а по сути — боевые подразделения. По имеющейся информации, в Украине в ходе боевых действий, несмотря на стремление держаться подальше от передовой, численность таких «солдат удачи», угрожающих организовать военный переворот в Беларуси, неуклонно снижается.

Мы знаем о планах Запада и не сгущаем краски. Объективно оцениваем происходящее и, разумеется, предпринимаем все необходимые меры для предотвращения любых угроз, которые, кстати, отражены как в Концепции национальной безопасности, так и в проекте новой Военной доктрины.

— Какова сегодня обстановка на наших западных и южных рубежах?

— По‑прежнему неспокойная. Практически ежедневно органы пограничной службы фиксируют различные провокации. Продолжаются преднамеренные залеты беспилотных летательных аппаратов на нашу территорию. Возводятся стены и всевозможные заграждения на границе, ее фортификационное оборудование, происходит минирование с украинской стороны.

Не прекращается незаконное вытеснение из Польши и стран Балтии на нашу территорию мигрантов. Только в 2023 году белорусская сторона пресекла незаконное вытеснение около 35 тысяч беженцев. Применяемые антигуманные меры к мигрантам зачастую ведут к их смерти. В течение минувшего года органами пограничной службы Беларуси задокументировано 27 фактов смертей беженцев, погибших на границе из‑за жестокого обращения с ними польских, литовских и латвийских пограничников.

Должен сказать, сложившаяся ситуация вызывает серьезное беспокойство не только у нас, но и во многих европейских странах. Различные евроструктуры, гуманитарные организации высказывают критические замечания в адрес польских властей из‑за жесткой миграционной политики.

Отмечу, что такая недружественная политика проводится, невзирая на стремление нашей страны к добрососедским отношениям, подтверждением которых, в частности, является решение о продлении безвизового режима для граждан сопредельных государств в 2024 году. Принято оно в связи с устойчивым интересом жителей Литвы, Латвии и Польши к посещению Беларуси. К сведению, в 2023 году по безвизу в Беларусь пропущено более 415 тысяч граждан ЕС, в том числе Латвии — около 126 тысяч, Литвы — около 247 тысяч и Польши — более 42 тысяч.

— Вы упомянули обновленную Военную доктрину, которая, так же как Концепция национальной безопасности, была одобрена на заседании Совета Безопасности и после общественного обсуждения будет вынесена на утверждение Всебелорусского народного собрания. Каковы, на ваш взгляд, ее наиболее сильные стороны?

— Хочу прежде всего отметить системный, соответствующий современным реалиям и имеющий существенный задел на перспективу характер Военной доктрины.

Что касается ее сильных сторон. Прежде всего, это четко выраженный национальный характер внутреннего содержания доктрины. Мы никого не копируем, ни под кого не подстраиваемся, просто и понятно называем происходящие процессы своими именами. При этом акценты сделаны на наши национальные ценности, простые и понятные всем: мир, стабильность и безопасность.

В доктрине раскрыто основное содержание военной политики Беларуси. В частности, подчеркивается, как я уже говорил, что мы миролюбивая страна, которая никому не угрожает, нацелена на обеспечение внутренней стабильности и предотвращение угроз развязывания военных конфликтов.

Вместе с тем на любые провокации и уловки в виде «мягкой и умной силы», «цветных революций», гибридных действий, открытых радикальных проявлений у нас есть соответствующие меры, и мы их будем применять незамедлительно.

Вмешательство во внутренние дела страны, а тем более угроза военной силой и, не дай бог, агрессия — будут пресекаться в том числе с помощью вооруженной защиты наших интересов.

Что еще немаловажно, доктрина закладывает фундамент для совершенствования военного строительства в Беларуси. И если развитие военной организации государства — это устоявшаяся норма, то процессы подготовки экономики, территории, населения и их закрепление как составляющих обеспечения военной безопасности являются импульсным посылом для всех субъектов государства. Сегодня все структуры, все граждане причастны к обеспечению безопасности и защите страны.

Военная доктрина, так же как Концепция национальной безопасности, — открытый документ. Его будут читать наши друзья и, возможно, куда более внимательнее, буквально под микроскопом, наши оппоненты. Так вот, в этом плане доктрина — рабочий инструментарий ­Президента Республики Беларусь по руководству военной организацией государства и системой обеспечения военной безопасности и обороны страны.

Беларусь — мирная страна. Мы никому не угрожаем. Как никто другой, ценим спокойствие на улицах наших городов и деревень. Но в случае агрессии готовы дать самый жесткий отпор. Эти вопросы также подробно отражены в новой Военной доктрине.

Источник: sb.by